Секция "Юный Этнограф"

18.11.2020

   Культура – это память

   человечества о самом себе.

   (Алексей Тегин).

    Секция "Юный этнограф"- ведет педагог дополнительно образования Раднабазарова Светлана Жаргаловна. Обучающиеся узнают какие народы проживают в России, их культуру и традиции, а также традиционные блюда, костюмы, народные игры, уникальные праздники и многое другое.

 Этнография - историческая наука, изучающая культуры и быт народов, их происхождение, расселение, этническую историю и культурные взаимовлияния. В связи с тем, что этнография не преподаётся в школе, возникает необходимость популяризации опыта этнографических занятий на кружке.

           Этнографические занятия школьников в течение учебного года являются одной из форм приобщения подростков к науке. Эти занятия направлены на развитие кругозора и повышение культурного уровня детей, дают им первичные навыки исследовательской работы, знакомят их с системой и методическими основами сбора, организации и анализа научных материалов.

             В наше кризисное время, очевидно, каждому, как, много потерял человек, порвав те нити, которые связывали его с традиционно народной культурой. Сейчас, если мы хотим  возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться к освоению глубин отечественной культуры. Поэтому предлагается  ввести ребёнка в мир постоянного народного творчества, материального и духовного. При этом необходимо постоянно подчёркивать его связи с родным языком, как частью культуры, со всем строем жизни прошлых  времён  и с необходимостью участия в жизни современной. С сужением сфер функционирования языка теряется связь с истоками, ограничивается доступ к национальным ценностям. Известно, что   язык – это часть народа, часть культуры, с его исчезновением уходят в небытие традиции, искусство, культура и народ в целом. Родители, понимающие сущность этой проблемы, приводят детей в те учреждения дополнительного образования, где помимо стандартных целей, ставятся еще и такие как, приобщение к родной культуре, обучение традиционным видам искусств, формирование национального самосознания и т.д. Образовательная программа «Юный этнограф» поможет решить эти проблемы, ведь программа научат ребенка узнать больше о своем родном крае, его традиции и культуру, а также других народов РФ. 

Новизна программы состоит в том, что по мере овладения данной программой  проявляется реальная возможность  объединить многие дисциплины начальной школы. Это даёт возможность проведения практических занятий. На практических занятиях соответствующие темы должны почувствоваться детьми  через непосредственное воспроизведение явлений в игровой, смоделированной или в реальной обрядовой, жизненной ситуации. Также другие занятия проходят в форме рассказа, беседы о каком-то аспекте жизни народа с высокой степенью наглядности: альбомы, фотографии, предметы быта, одежда, которые можно подержать в руках, примерить на себе, посмотреть в музее. 

Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает духовный уровень культуры общества и особенно подрастающего поколения, отсутствует иерархия ценностей. Устное народное творчество, народный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей.

По характеру деятельности участников программа является комплексной, так как включает в себя несколько видов деятельности: народные обряды, народные игры, народные  промыслы обучение народному пению…

Педагогическая целесообразность разработки данной программы в том, что она призвана помочь педагогам использовать в образовательно-воспитательном процессе педагогический потенциал народной культуры.

 Целями программы являются:

формирование у детей основных представлений о народах России и Бурятии, об их особенностях традиций и материальной/ духовной культуры различных этносов РФ;                                                                                                          - формирование у детей нравственных, эстетических, практических основ усвоения глубин общечеловеческих ценностей;                                                                          - воспитание интереса к истории родной деревни и края;     - расширение кругозора и повышение культурного уровня детей;                                                                                         - знакомство с первичными навыками исследовательской работы. 

Задачи:

-в воспитании: осознание  учащимися единства человека со своим народом, воспитание уважения и любви к культуре родного народа и культуре соседей;

- в обучении: дать понятие о народах, проживающих в данной местности; ознакомить учащихся с духовной и материальной культурой народов; углубление и расширение имеющихся у детей знаний о культуре народов; овладение практическими навыками в обработке материальных ценностей своего края; стимулировать развитие творческих способностей;

в развитии: активное участие в практической деятельности народов своего края; развитие навыков самостоятельного накопления исследовательского опыта.



Ожидаемые результаты: самыми значимыми результатами при освоении программы будут изменения в личностной сфере ребенка:

· освоение предметных компетенций;

· сформированность личности ребенка как носителя национальных духовных традиций, высокой нравственной культуры;

· высокий уровень познавательной активности и стремление к самовыражению через творчество;

· иметь представление о видах народного творчества (устном поэтическом, музыкальном);

· иметь представление о народных обрядах, традициях и обычаях;

· уметь соотносить ценности предков с элементами современной культуры;

· принимать активное участие в профильных конкурсах и фестивалях народного творчества на уровне города и региона.

· развитие общих компетенций, на основе адаптации, социализации, интеграции в социум, воспитания личности, способной брать на себя ответственность и позитивно действовать в постоянно меняющихся условиях.

Личностными результатами изучения курса является:

• научится ориентироваться в важнейших для нашей станицы событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

• приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;Хочу такой сайт

• научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

•чувства гордости за свою станицу, свой край, за успехи своих земляков;

•эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

По окончании учебного года обучающиеся должны:

● знать основные традиции;

● владеть основам народного календаря;

● иметь представление о своей малой родине;

● уважать и чтить родителей и память предков;

● уметь пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования;

● добиваться поставленной цели;

● приобрести навыки коллективной  работы в едином темпе;

● осознать и научиться соблюдать социально-этические нормы поведения со сверстниками и взрослыми, представителями разных национальных и социальных групп.

        Ссылка на сообщество "Юный этнограф" в Viber -  https://invite.viber.com/?g2=AQAZEeFnWxbxb0xP%2Bc%2BmtoIXW0azhfhrPfxgcMktLBZJYsWQsnzFvRwEh3U4g7nk&lang=ru 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.       Александров, Н.А. Народы России. Этнографические рассказы для детей(Сибирь) / Н.А. Александров. – Москва : Типография И. Я. Полякова, 1899. – Вып. 2. Инородцы лесов. – 253 с. 

2.       Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

3.       Бронштейн М. Народы России. Детская энциклопедия. Росмэн. 2013 г.– 96 с.

4.       Майерс В. Советская этнография: охотники или собиратели. //Ab Imperio. №3, 2001. С.9-43.

5.       Мария Костюченко: Народы России. 2016 г.- 64 с.

6.       Очерки общей этнографии. Европейская часть СССР./ С.П.Толстов, Н.Н.Чебоксаров, К.В.Чистов. М.: Наука, 1968.

7.       Программа «Этнографическое изучение культуры российского народа» М, Просвещение, 1996 г.

8.       Кокшаров Н. В. Культура и этничность. СПб., 1998.

9.       Чебоксаров Н.Н. Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры.- М.1985.

Поделка "Наряд масленицы"

15.03.2021

Аппликация женского алтайского костюма "Чегедек"

03.06.2021

Украинский наряд по технике аппликации

03.06.2021

03.06.2021

аил.jpg

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх

Приказ "О создании новых мест"

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
приказ по новым местам.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».